Обслуживание подшипниковых узлов
6.3. Обслуживание подшипниковых узлов
Обслуживание подшипниковых узлов двигателя проводится при плановом и неплановом техническом обслуживании.
Надежность работы двигателя во многом определяется качеством технического обслуживания подшипниковых узлов.
Во время эксплуатации двигателя необходимо выполнять следующее:
контролировать шум подшипников и вибрацию во время работы;
следить за температурой подшипниковых узлов;
проводить регулярное пополнение и замену смазки;
вовремя диагностировать необходимость замены подшипников;
Расчетный срок службы закрытых подшипников около 20 000 ч. По окончанию срока службы подшипники подлежат замене.
Подшипники необходимо снимать с вала только в случае их замены и только с применением специального съемника.
Замену подшипников проводить по истечении срока их службы, а также при появлении аномальных шумов, стуков или заеданий.
При насадке на вал открытые подшипники рекомендуется нагреть в минеральном масле, закрытые - в воздушной среде до температуры + 80...+ 90 °С.
Запрещается оказывать излишнее осевое давление на вал или наносить удары!
Для диагностики состояния подшипников рекомендуется применять специальные приборы вибродиагностики с анализаторами спектра.
Закрытые подшипники поставляются с заложенной на весь срок службы смазкой.
Открытые подшипники первично наполняются смазкой Изготовителем двигателя.
Периодичность пополнения смазки в двигателях с открытыми подшипниками,
(в часах, но не реже 1 раза в 2 года)
При продолжительной работе в крайних пределах зоны «В» по частоте и напряжению питающей сети (см. п. 3.2 Приложения 3) или с допустимой перегрузкой (сервис-фактором) периодичность пополнения смазки необходимо уменьшить в два раза, по сравнению с указанными значениями в таблице.
Количество смазки, необходимое для полной замены
(при пополнении необходимо 20-30% от указанного количества)
После двух пополнений смазка полностью заменяется.
При полной замене смазки снимается крышка подшипника, старая смазка удаляется из полости крышки подшипника и с подшипника, при помощи ветоши смоченной в бензине.
При пополнении смазки путем нанесения на подшипник, смазка втирается в сепаратор подшипника до уровня обоймы, и заполняется на 30% полость в крышке подшипника ближе к ее периферии.
При замене смазки шприцеванием, должны быть вывернуты сливные пробки во избежании попадания смазки внутрь двигателя.
Для смазки подшипников необходимо использовать следующие марки смазочных средств:
климатические исполнения У1, У2, УЗ, УХЛ4 и Т2 — Литол-24;
климатические исполнения ХЛ1, ХЛ2, УХЛ1, УХЛ2 — ЦИАТИМ-221.
Допускается использовать другие смазки, имеющие одинаковую основу с указанными.
Не допускается смазку Литол-24 и ее заменители, имеющие литиевую основу, смешивать с кальциевыми (солидолы), натриевыми и алюминиевыми смазками.
Сменные уплотнения по валу
Для обеспечения степени защиты IP55 могут применяться V-образные уплотнения по линии вала. Изготовителем используются уплотнения оригинальной конструкции, однако в случае их замены допускается применять уплотнения фирмы SKF в соответствии с Приложением 7.
Замену уплотнений необходимо проводить, соблюдая следующую периодичность:
Тип уплотнения
V-образное резиновое уплотнение
Манжета армированная (ГОСТ 8752-79)
Периодичность замены, часы
4 000
1 500
При замене V-образных резиновых уплотнений вал двигателя проворачивается и уплотнение пригоняется к уплотняемой поверхности так, чтобы был выдержан установочный размер «L», указанный в Приложении 7 Руководства.
При установке на вал новых V-образных резиновых уплотнений, торцевую поверхность трения на подшипниковой крышке и в подшипниковом щите необходимо смазать тонким слоем смазки ЦИАТИМ-221.
При установке новых армированных манжетных уплотнений между подшипниковым щитом и манжетой заложить смазку ЦИАТИМ-221.