Подшипниковые узлы, подшипники

В двигателях серий АИР, 5А, АИС и 6А применяются подшипники качения. В двигателях габаритов 80-180 мм, двигателях АИС200 и 6АМ200 применяются подшипники серии 180000 (2RS) или 80000 (ZZ) с заложенной на весь срок службы консистентной смазкой. Двигатели габаритов 200 - 315 мм имеют подшипниковые узлы со специальным устройством, позволяющим производить частичную замену отработанной смазки и пополнение свежей смазкой.

В таблицах 18 и 19 указаны типы подшипников, применяемых в двигателях с привязкой мощностей и установочных размеров по ГОСТ Р 51689-2000 и по нормам CENELEC. Схемы подшипниковых узлов двигателей показаны на рисунке 8.

Таблица 18. Применяемые подшипники

Таблица 19. Применяемые подшипники

Примечание:* - роликовый подшипник для тяжелых условий работы (при повышенных радиальных нагрузках на рабочий конец вала)

 Расчетная долговечность подшипников для двигателей с горизонтальным расположением вала и соединяемых с приводным механизмом с помощью муфты (отсутствует осевая нагрузка на подшипники) составляет не менее 40 000 часов. При использовании других видов сочленения двигателей с приводимым механизмом, предполагающим наличие дополнительных радиальных нагрузок на рабочий конец вала, следует руководствоваться таблицей 20, где приведены значения предельно допустимой радиальной нагрузки FR на рабочий конец вала для трех точек приложения - у заплечика вала (Х=0), в середине вала (Х=0,5) и на конце вала (Х=1) для расчета долговечности равной 20 000 часов.

При применении ременной передачи минимальный диаметр ведущего шкива определяется по формуле:

где:

    P - передаваемая мощность, кВт;

    n - частота вращения вала, об/мин, в точке приложения “Х”;

    FR - допустимое радиальное усилие (в соответствии с табл. 20);

    k - коэффициент, зависящий от вида ременной передачи и условий работы. Для клиноременной передачи в нормальных условиях k = 2,5.

Для двигателей габаритов 280 и 315 мм данные таблицы 19 соответствуют применению шариковых подшипников на опоре со стороны рабочего конца вала. Если по условиям работы, к рабочим концам валов этих двигателей требуется приложить большие усилия, то следует заказать двигатели с роликовыми подшипниками на опоре со стороны рабочего конца вала. При этом допустимые радиальные нагрузки могут быть увеличены:

При наличии осевой нагрузки следует руководствоваться:

В таблицах 21.1 и 21.2 приведены значения максимально допустимых осевых нагрузок на рабочий конец вала для горизонтального и вертикального положения вала. Максимально допустимые осевые нагрузки даны для условий:

• отсутствия радиальной нагрузки - FR = 0;

• максимальной радиальной нагрузке FR max по таблице 20, приложенной к середине рабочего конца вала.

Рисунок 8. Схема подшипниковых узлов

Таблица 20. Допустимая радиальная нагрузка

Примечание: точка приложения радиальной нагрузки 

    X = 0 - у заплечика вала;

    X = 0,5 - середина вала;

    X = 1 - конец вала.

Таблица 21.1. Допустимая осевая нагрузка

Тип двигателя

5А80,

5А90К

5АМХ112

5АМ112

6АМ132

6А132

5АМХ132

АИРМ132

АИС160М

Число полюсов

2

4

6

8

2

4

6

8

2

4

6

8

2

4

6

8

Положение вала - горизонтальное

Направление действия осевой нагрузки FA

Положение вала - вертикальное

При 

FR = 0

330

500

630

725

980

1340

1630

1860

1500

2000

2550

2930

1500

2080

2540

2920

При 

FRmax

230

360

460

540

770

1060

1280

1470

1200

1550

1980

2290

1150

1620

1930

2230

При

FR = 0

330

500

630

725

960

1340

1630

1860

1500

2000

2550

2930

1500

2080

2540

2920

При

FRmax

30

80

130

170

300

420

500

600

470

700

840

970

470

690

830

960

При

FR = 0

345

520

655

750

1020

1400

1690

1940

1540

2180

2640

3050

1540

2180

2650

3050

При

FRmax

240

375

480

560

800

1100

1330

1530

1230

1600

2050

2360

1190

1660

2000

2300

При

FR = 0

345

520

655

750

1020

1400

1690

1940

1540

2180

2640

3050

1540

2180

2650

3050

При

FRmax

30

80

130

170

300

420

500

600

470

700

840

970

470

690

830

960

Примечание: значение максимальной радиальной нагрузки FR max по таблице 20 для точки приложения X = 0,5 середина вала.

Таблица 21.2 Допустимое направление осевой нагрузки

Тип двигателя

7AVE160

6А180

АИР180,

 АИС200

5А200,

5А225К

5А225,

5А250К

5АМ250,

5А280К

5АМ280,

6А315S. М

5АМ315,

6A315L

Число

полюсов

2

4

6

8

2

4

6

8

2

4

6

8

2

4

6

8

2

4

6

8

2

4

6

8

2

4

6

8

10

2

4

6

8

10

12

Положение вала - горизонтальное

Направление действия осевой нагрузки FA

Положение вала  - вертикальное

При FR=0

1530

2170

2640

3080

1550

2160

2640

3080

1980

2850

3540

4120

830

1400

1810

2200

810

1440

1880

2270

1850

3200

4050

4530

2200

2700

3350

4000

4400

2900

4450

5100

5550

5150

6000

При FR max

1170

1700

2010

2380

1190

1690

2010

2380

1450

2130

2650

3090

390

660

930

1200

320

630

920

1160

1400

2400

3030

3400

1750

2050

2500

2950

3200

2500

3700

4100

4350

3650

4350

При FR=0

1620

2320

2870

3300

1650

2310

2870

3300

2110

3020

3760

4330

1020

1650

2120

2500

1050

1750

2260

2590

При FR max

1230

1800

2190

2520

1260

1790

2190

2520

1530

2260

2770

3230

490

820

1140

1380

460

820

1150

1320

Примечание: значение максимальной радиальной нагрузки FRmax - по таблице 20 для точки приложения Х = 0,5 - середина вала.