Подшипниковые узлы, подшипники
В двигателях серий АИР, 5А, АИС и 6А применяются подшипники качения. В двигателях габаритов 80-180 мм, двигателях АИС200 и 6АМ200 применяются подшипники серии 180000 (2RS) или 80000 (ZZ) с заложенной на весь срок службы консистентной смазкой. Двигатели габаритов 200 - 315 мм имеют подшипниковые узлы со специальным устройством, позволяющим производить частичную замену отработанной смазки и пополнение свежей смазкой.
В таблицах 18 и 19 указаны типы подшипников, применяемых в двигателях с привязкой мощностей и установочных размеров по ГОСТ Р 51689-2000 и по нормам CENELEC. Схемы подшипниковых узлов двигателей показаны на рисунке 8.
Таблица 18. Применяемые подшипники
Таблица 19. Применяемые подшипники
Примечание:* - роликовый подшипник для тяжелых условий работы (при повышенных радиальных нагрузках на рабочий конец вала)
Расчетная долговечность подшипников для двигателей с горизонтальным расположением вала и соединяемых с приводным механизмом с помощью муфты (отсутствует осевая нагрузка на подшипники) составляет не менее 40 000 часов. При использовании других видов сочленения двигателей с приводимым механизмом, предполагающим наличие дополнительных радиальных нагрузок на рабочий конец вала, следует руководствоваться таблицей 20, где приведены значения предельно допустимой радиальной нагрузки FR на рабочий конец вала для трех точек приложения - у заплечика вала (Х=0), в середине вала (Х=0,5) и на конце вала (Х=1) для расчета долговечности равной 20 000 часов.
При применении ременной передачи минимальный диаметр ведущего шкива определяется по формуле:
где:
P - передаваемая мощность, кВт;
n - частота вращения вала, об/мин, в точке приложения “Х”;
FR - допустимое радиальное усилие (в соответствии с табл. 20);
k - коэффициент, зависящий от вида ременной передачи и условий работы. Для клиноременной передачи в нормальных условиях k = 2,5.
Для двигателей габаритов 280 и 315 мм данные таблицы 19 соответствуют применению шариковых подшипников на опоре со стороны рабочего конца вала. Если по условиям работы, к рабочим концам валов этих двигателей требуется приложить большие усилия, то следует заказать двигатели с роликовыми подшипниками на опоре со стороны рабочего конца вала. При этом допустимые радиальные нагрузки могут быть увеличены:
в 2 раза для двигателей с синхронной частотой вращения 1500 об/мин и 1000 об/мин;
в 1,6 раза для двигателей с синхронной частотой вращения 750 об/мин, 600 об/мин и 500 об/мин.
При наличии осевой нагрузки следует руководствоваться:
таблицей 21.1 - для двигателей габаритов 80 - 132 мм с подшипниковыми узлами по рис. 8.1;
таблицей 21.2 - для двигателей габаритов 160 - 315 мм с подшипниковыми узлами по рис. 8.2, рис. 8.3, рис. 8.5.
В таблицах 21.1 и 21.2 приведены значения максимально допустимых осевых нагрузок на рабочий конец вала для горизонтального и вертикального положения вала. Максимально допустимые осевые нагрузки даны для условий:
• отсутствия радиальной нагрузки - FR = 0;
• максимальной радиальной нагрузке FR max по таблице 20, приложенной к середине рабочего конца вала.
Рисунок 8. Схема подшипниковых узлов
Таблица 20. Допустимая радиальная нагрузка
Примечание: точка приложения радиальной нагрузки
X = 0 - у заплечика вала;
X = 0,5 - середина вала;
X = 1 - конец вала.
Таблица 21.1. Допустимая осевая нагрузка
Тип двигателя
5А80,
5А90К
5АМХ112
5АМ112
6АМ132
6А132
5АМХ132
АИРМ132
АИС160М
Число полюсов
2
4
6
8
2
4
6
8
2
4
6
8
2
4
6
8
Положение вала - горизонтальное
Направление действия осевой нагрузки FA
Положение вала - вертикальное
При
FR = 0
330
500
630
725
980
1340
1630
1860
1500
2000
2550
2930
1500
2080
2540
2920
При
FRmax
230
360
460
540
770
1060
1280
1470
1200
1550
1980
2290
1150
1620
1930
2230
При
FR = 0
330
500
630
725
960
1340
1630
1860
1500
2000
2550
2930
1500
2080
2540
2920
При
FRmax
30
80
130
170
300
420
500
600
470
700
840
970
470
690
830
960
При
FR = 0
345
520
655
750
1020
1400
1690
1940
1540
2180
2640
3050
1540
2180
2650
3050
При
FRmax
240
375
480
560
800
1100
1330
1530
1230
1600
2050
2360
1190
1660
2000
2300
При
FR = 0
345
520
655
750
1020
1400
1690
1940
1540
2180
2640
3050
1540
2180
2650
3050
При
FRmax
30
80
130
170
300
420
500
600
470
700
840
970
470
690
830
960
Примечание: значение максимальной радиальной нагрузки FR max по таблице 20 для точки приложения X = 0,5 середина вала.
Таблица 21.2 Допустимое направление осевой нагрузки
Тип двигателя
7AVE160
6А180
АИР180,
АИС200
5А200,
5А225К
5А225,
5А250К
5АМ250,
5А280К
5АМ280,
6А315S. М
5АМ315,
6A315L
Число
полюсов
2
4
6
8
2
4
6
8
2
4
6
8
2
4
6
8
2
4
6
8
2
4
6
8
2
4
6
8
10
2
4
6
8
10
12
Положение вала - горизонтальное
Направление действия осевой нагрузки FA
Положение вала - вертикальное
При FR=0
1530
2170
2640
3080
1550
2160
2640
3080
1980
2850
3540
4120
830
1400
1810
2200
810
1440
1880
2270
1850
3200
4050
4530
2200
2700
3350
4000
4400
2900
4450
5100
5550
5150
6000
При FR max
1170
1700
2010
2380
1190
1690
2010
2380
1450
2130
2650
3090
390
660
930
1200
320
630
920
1160
1400
2400
3030
3400
1750
2050
2500
2950
3200
2500
3700
4100
4350
3650
4350
При FR=0
1620
2320
2870
3300
1650
2310
2870
3300
2110
3020
3760
4330
1020
1650
2120
2500
1050
1750
2260
2590
При FR max
1230
1800
2190
2520
1260
1790
2190
2520
1530
2260
2770
3230
490
820
1140
1380
460
820
1150
1320
Примечание: значение максимальной радиальной нагрузки FRmax - по таблице 20 для точки приложения Х = 0,5 - середина вала.