Конструкция двигателей

Конструкция двигателей.

Общая компоновка. Охлаждение. Взрывозащита.

Взрывозащищенные двигатели серии ВА имеют степень защиты IP54 по ГОСТ 17494. Двигатели выполнены в закрытом обдуваемом исполнении - способ охлаждения IC0141 по ГОСТ 20459. Двигатели имеют чугунную станину с продольными охлаждающими ребрами и чугунные подшипниковые щиты и крышки. Охлаждение двигателей осуществляется внешним центробежным силуминовым вентилятором, расположенным на валу двигателя со стороны, противоположной приводу, и закрытого защитным стальным кожухом.

Исполнения по способу монтажа

Двигатели серии ВА могут быть изготовлены в следующих монтажных исполнениях:

Вводное устройство

Вводное устройство (коробка выводов) двигателей ВА расположено сверху станины и может быть повернуто на 180°, обеспечивая тем самым подвод кабеля питания с двух сторон. Корпус и крышка вводного устройства выполнены из чугуна.

В коробке выводов укреплены 3 или 6 (для ВА250, 280) проходных изолятора с маркировкой U, V, W, или U1, V1, W1, U2, V2, W2, к токоведущим шпилькам которых крепятся выводные концы обмотки статора, и один опорный изолятор с маркировкой N (для ВА160-225), который служит для соединения фаз обмотки в «звезду».

Для подключения контрольных цепей двигателей исполнений «Б», «Б1» и «Б2» в коробке выводов имеются зажимы с маркировкой Т1, Т2 (для всех исполнений); IТ1, U2, IT3, IT4 (для исполнения «Б1»); H1 и H2 (для исполнения «Б2»); и дополнительные 1 (для исполнения «Б») или 2 (для исполнений «Б1» и «Б2») кабельных ввода.

Конструкция коробки выводов позволяет производить подключение к сети гибким либо бронированным кабелем или отдельными проводами, проложенными в металлоруковах или трубах. Основные параметры вводного устройства двигателей серии ВА приведены в таблице 34.

Таблица 34. Вводное устройство

Встроенная температурная защита

Двигатели ВА160 - ВА280 имеют исполнение со встроенной температурной защитой. Эти двигатели маркируются дополнительной буквой Б после цифры, означающей число полюсов. Пример: ВА225М2БУ2. Тип защиты ТР211 по ГОСТ 27888. В качестве датчиков температуры используются терморезисторы типа СТ-14-2-145, встроенные в каждую фазу и соединенные последовательно и подключенные к контрольным зажимам Т1 и Т2 коробки выводов. Температура срабатывания защиты должна быть равна 170°С при медленном нагревании (перегрузка) и 210°С (для ВА250, ВА280) или 225°С при быстром нагревании (короткое замыкание, заклинивание ротора).Двигатели ВА250, 280 имеют исполнения с датчиками температуры в подшипниковых узлах (исполнение "Б1") и антиконденсатными подогревателями в обмотке статора (исполнение "Б2").

Подшипниковые узлы, подшипники

В двигателях серии ВА применяются подшипники качения с консистентной смазкой в соответствии с таблицей 35.

Таблица 35. Применяемые подшипники

Рисунок 14

В двигателях габаритов 80 - 180 мм применяются подшипники серии 80000 (ZZ) с заложенной на весь срок службы консистентной смазкой. Двигатели габаритов 200 - 280 мм имеют подшипниковые узлы со специальным устройством, позволяющим производить частичную замену отработанной смазки и пополнение свежей смазкой.

Подшипниковые узлы двигателей показаны на рисунке 14.

Расчетная долговечность подшипников для двигателей с горизонтальным расположением вала и соединяемых с приводным механизмом с помощью муфты (отсутствует осевая нагрузка на подшипники) составляет не менее 40 000 часов.

При использовании других видов сочленения двигателей с приводимым механизмом, предполагающим наличие дополнительных радиальных нагрузок на рабочий конец вала, следует руководствоваться таблицей 36, где приведены значения

предельно допустимой радиальной нагрузки F на рабочий конец вала для трех точек приложения - у заплечика вала (Х = 0), в середине вала (Х = 0,5) и на конце вала (Х = 1).

При наличии осевой нагрузки следует руководствоваться таблицей 37.

В таблице 37 приведены значения максимально допустимых осевых нагрузок на рабочий конец вала для горизонтального и вертикального положения вала.

Максимально допустимые осевые нагрузки даны для условий:

Предельные значения нагрузок в таблицах 36, 37 указаны для расчетной долговечности подшипников 20 000 часов.

Таблица 36. Допустимая радиальная нагрузка

Таблица 37. Допустимая осевая нагрузка