Устройство двигателей

1.4 Устройство двигателей

Конструкция двигателей представлена на Рис. 1-2.

Статор представляет собой литой из серого чугуна корпус, внутри которого крепится сердечник статора, собранный из листов электротехнической стали, в пазы которого уложена обмотка.

Изоляция статорной обмотки класса нагревостойкости не ниже F по ГОСТ 8865.

Щиты и крышки подшипниковые, детали коробки выводов и кабельного ввода выполняются литыми из серого чугуна.

Ротор короткозамкнутый, состоит из сердечника, шихтованного из листов электротехнической стали, залитого алюминием и напрессованного на вал. Вал изготовлен из стали 45.

Для установки ротора в подшипниковых щитах применены шарикоподшипники согласно Таблице 5.

Примечание.* Для двигателей ВРА132-180 исполнения УХЛ применены подшипники с индексом марки смазки С2 вместо С9

Рис.1 Конструкция двигателей ВРА 132

1,12 — шпонка; 2 — кольцо уплотнительное; 3,9 — щит подшипниковый; 4 — коробка выводов; 5 — рым-болт; 6 — статор; 7 — ротор; 8,15 — болт; 10 — вентилятор; 11 — кожух; 13 — кольцо пружинное; 14,17 — подшипник; 16 — зажим заземляющий М10; 18 — пружина невинтовая.

Рис.2 Конструкция двигателей ВРА160, ВРА180, ВРА200, ВРА225

1,12 — шпонка; 2*,13,29 — кольцо пружинное; 3,9 — щит подшипниковый; 4 — коробка выводов; 5 — рым-болт; 6 — статор; 7 — ротор; 8,15,21,24,26 — болт; 10 — вентилятор; 11 — кожух; 14,17 — подшипник; 16 — зажим заземляющий М10; 18 — пружина невинтовая; 19,28 — уплотнения; 20,23,25,27 — крышка подшипниковая; 22 — масленка; 30 — винт-заглушка

Примечание: * Только для двигателей 2р=2. ** Только для двигателей ВРА 200,225.

Рис.3. Конструкция коробки выводов двигателей ВРА132

Рис.4. Конструкция коробки выводов двигателей ВРА160,180,200,225 (соединение в Δ)

1 — зажим заземляющий М10;

2,16 — винт М8;

3,17 — скоба;

4,30 — муфта нажимная;

5 — болтМ12;

6 — заглушка (транспортная);

7,32 — кольцо уплотнительное;

8 — шпилька заземляющая М8 (из латуни);

9,11,29 — болт М10;

10 — корпус коробки выводов;

12 — крышка коробки выводов;

13 — гайка М8.32 (из латуни);

14 — шайба М8.32 (из латуни);

15 — изолятор проходной М24 (силовой);

18 — гайка М6.32 (из латуни);

19 — шайба 6.32 (из латуни);

20 — контргайка М24;

21 — муфта кабельная;

22 — гайка М8;

23,26 — шплинт;

25 — гайка Мб;

27 — контргайка М16;

28 — изолятор проходной М16 (контрольный)

31 — заглушка (взрывозащитная).

Пополнение смазки в подшипниковые узлы двигателей ВРА200, ВРА225 осуществляется без разборки двигателя через масленки и специальные отверстия в подшипниковых крышках согласно п.3.6. При установке подшипников закрытого типа (на ВРА132,160,180) пополнение смазки не требуется, т.к. она заложена на весь срок службы подшипников.

Охлаждение двигателя осуществляется вентилятором, выполненным из цинкового сплава, который крепится на валу с помощью шпонки и пружинного кольца.

От механических повреждений вентилятор защищен кожухом, который крепится болтами к подшипниковому щиту.

Коробка выводов расположена сверху, имеет силовой ввод и допускает поворот на угол 180° в плоскости установки.

В коробке выводов для ВРА132 (Рис.3) имеются три проходных зажима (без маркировки) для подключения жил силового кабеля с медными жилами сечением от 4 до 16 мм2 и медными наконечниками с отверстием 06,5 мм. Латунные шпильки (с припаянными выводами статорной обмотки) вставляются в проходные изоляторы и закрепляются латунными гайками.

Соединение обмотки статоров для ВРА132 в А или Y неразъёмное с тремя выводами проводится по схеме на Рис.5.

Рис.5. Схема подключения двигателей ВРА132

Примечание. Маркировка выводов (U1, V1, W1, U2, Ѵ2, W2) и проходных зажимов показаны условно.

В коробке выводов для ВРА160-225 (Рис. 4) имеются три силовых проходных зажима (маркировкой U, V, W) для подключения жил силового кабеля с медными жилами сечением от 6 до 70 мм2 и медными наконечниками с отверстием 9 мм.

Соединение фаз обмотки статоров для ВРА160-225 с шестью выводами в А или с тремя выводами в Y производится по схеме на Рис. 6.

Рис.6. Схема подключения двигателей ВРА160-225 c термодатчиками

Двигатели ВРА160, 180, 200, 225 всех исполнений имеют встроенные в обмотку статора датчики температурной защиты. Система управления температурной защиты в комплект поставки двигателя не входит.

Тип встроенной температурной защиты — TP 211 по ГОСТ 27888.

В качестве температурных датчиков (термодатчиков) используются термисторы ПТК компании «Термик» типа SNM.145.DS с температурой срабатывания 145 °С (или термодатчики с аналогичными характеристиками).

Термодатчики встроены в лобовые части обмотки статора (со стороны, противоположной вентилятору) по одному в каждую фазу и соединены последовательно по схеме на Рис. 6. Сопротивление цепи термодатчиков при температуре окружающей среды (25±10) °С должно находиться в пределах от 120 до 600 Ом.

В качестве системы управления применяется токовое реле ТОР-21-101 производства ООО «Прибор» г.Смоленск (в комплект поставки не входит) или аналогичное устройство, которое отключает силовую цепь двигателя при сопротивлении термодатчиков равном от 1 650 до 2 400 Ом. Время срабатывания устройства температурной защиты при достижении цепью термодатчиков указанного сопротивления не более 1 с.

Термодатчики реагируют только на температуру, и поэтому такая система обеспечивает защиту двигателей как в режимах с медленным нагреванием (например — перегрузка, работа на двух фазах), так и в режимах с быстрым нагреванием (например — заклинивание ротора).

Температура срабатывания защиты должна соответствовать значениям, приведенным в Таблице 6.

Термодатчики должны подключаться в цепь управления с напряжением ≤7,5 В.

Для подсоединения цепей термодатчиков и управления в коробке выводов двигателей ВРА160 — 225 (Рис. 4) имеются два контрольных зажима М6 (с маркировкой Т1 и Т2) и дополнительный ввод в муфте кабельной (см. схемы подключения двигателей в Приложении А). Зажимы пригодны для подсоединения жил кабеля сечением от 1 до 2,5 мм2 с медными (латунными) наконечниками с отверстиями 6,5 мм (Приложение А).

В том случае, если дополнительный кабельный ввод при подключении двигателя (по схемам Приложения А) не задействован, в него должна быть установлена взрывозащитная заглушка 31 (Рис.4).

Конструкция коробки выводов позволяет производить подключение к сети гибким либо бронированным кабелем только с медными жилами.

Внутри корпуса коробки выводов имеются два (Рис. 4 для ВРА160 — 225) или один (Рис.3 для ВРА132) заземляющих зажима 8 для подсоединения заземляющей жилы, а снаружи — заземляющий зажим 1 для заземления брони кабеля (Приложение А).

Двигатели рассчитаны на работу при соединении с приводным механизмом:

Минимальный диаметр ведущего шкива ременной передачи должен быть: 150 мм для ВРА132; 200 мм для ВРА160; 224 мм для ВРА180; 250 мм для ВРА200; 280 мм для ВРА225.

Насадку полумуфты или шкива на вал двигателя рекомендуется производить в нагретом состоянии. При насадке механическим способом, во избежание повреждения шарикоподшипников, необходимо создать упор в конец вала со стороны, противоположной приводу.