Встроенная температурная зашита

← Предыдущий раздел Оглавление Следующий раздел →

Для защиты двигателей в аварийных режимах, следствием которых может быть нагрев обмотки до недопустимой температуры, по заказу потребителя двигатель может быть укомплектован встроенными температурными датчиками. В качестве датчиков используются полупроводниковые терморезисторы с положительным температурным коэффициентом - позисторы.

Датчики встраиваются в лобовые части обмотки статора со стороны противоположной вентилятору наружного обдува по одному в каждую фазу, соединяются последовательно. Концы цепи датчиков выводятся на специальные клеммы в коробке выводов. К этим клеммам подключают реле или иной аппарат, реагирующий на сигнал датчиков. Датчики реагируют только на температуру, и их действие не зависит от причин возникновения опасного нагрева. Поэтому такая система обеспечивает защиту двигателя как в режимах с медленным нагреванием (перегрузка, работа на двух фазах), так и в режимах с быстрым нагреванием (заклинивание ротора, выход из строя подшипников и другое).

Согласно требованиям ГОСТ 27895 (МЭК 60034-11) температура срабатывания защиты должна соответствовать значениям, приведенным в таблице 13.

Таблица 13. Пороги термозащиты
Тепловой режим Температура Значение температуры обмотки статора для систем изоляции класса нагревостойкости, °С
B F
Установившийся Предельно допустимое среднее значение 120 140
Медленное нагревание Срабатывание защиты 145 170
Быстрое нагревание Срабатывание защиты 200 225
В качестве датчиков встроенной температурной защиты используются позисторы, см. таблицу 13.1. Сопротивление одного позистора 30 - 140 Ом при 25℃, сопротивление цепи из 3 позисторов составляет 250±160 Ом.

Таблица 13.1. Температура срабатывания
Класс нагревостойкости изоляции двигателя Обозначение типа позистора по ТУ11-85 ОЖО.468.165ТУ Пороговая температура срабатывания позистора
В СТ14А-2-130 130°С
F СТ14А-2-145 145°С
H СТ14А-2-160 160°С

Срабатывание температурной защиты происходит при возрастании температуры обмотки до значения, указанного в таблице 13, и температуре позистора, указанной в таблице 13.1. Время срабатывания защиты не превышает 15 с. Исполнительное устройство температурной защиты должно отключать силовую цепь двигателя при достижении сопротивления цепи термодатчиков 2100-450 Ом.

Характеристики датчиков температурной защиты (для двигателей серии 7А).

Двигатели с датчиками температурной защитой имеют встроенные в каждую фазу обмотки и соединенные последовательно терморезисторы типа СТ14-2-145 ТУ11-85 ОЖО.468.165ТУ или другие терморезисторы с аналогичными параметрами.

В вводном устройстве двигателей предусмотрены клеммы для подсоединения цепи терморезисторов к исполнительному устройству температурной защиты.

Сопротивление изоляции цепи терморезисторов относительно обмоток статора двигателя в нормальных климатических условиях испытаний:
  • в практически холодном состоянии - не менее 10 МОм;
  • при температуре обмоток, близкой к рабочей - не менее 3 МОм.
Изоляция цепи терморезисторов относительно обмотки и корпуса двигателя выдерживает без повреждения испытательное напряжение 2000 В частотой 50 Гц в течение 1 мин.

Сопротивление цепи терморезисторов в практически холодном состоянии двигателя при температуре окружающей среды (25 +5) °C находится в пределах от 120 до 480 Ом. Измерительное напряжение при контроле не более 2,5 В.

Сопротивление цепи терморезисторов в номинальном режиме работы двигателей при установившемся тепловом состоянии (температура обмотки двигателя <= 140 °C) не более 1650 Ом.

Температура обмотки статора двигателей в момент срабатывания датчиков температурной защиты находится в пределах:
  • при перегрузке - от 140 °C до 170 °C;
  • при коротком замыкании - не более 225 °C.
В качестве исполнительного устройства температурной защиты применяется любое устройство позволяющее отключать силовую цепь двигателя при достижении цепью терморезисторов сопротивления в диапазоне 1650 - 2400 Ом. Время срабатывания устройства температурной защиты при этом должно быть не более 1 с.

Напряжение, подаваемое на цепь терморезисторов, не более 7,5 В.



← Предыдущий раздел Оглавление Следующий раздел →