В двигателях серий АИР, 5А, АИС и 6А применяются подшипники качения. В двигателях габаритов 80-180 мм, двигателях АИС200 и 6АМ200 применяются подшипники серии 180000 (2RS) или 80000 (ZZ) с заложенной на весь срок службы консистентной смазкой. Двигатели габаритов 200 - 315 мм имеют подшипниковые узлы со специальным устройством, позволяющим производить частичную замену отработанной смазки и пополнение свежей смазкой.
В таблицах 18 и 19 указаны типы подшипников, применяемых в двигателях с привязкой мощностей и установочных размеров по ГОСТ Р 51689-2000 и по нормам CENELEC. Схемы подшипниковых узлов двигателей показаны на рисунке 8.
Таблица 18. Применяемые подшипники
Тип двигателя |
Обозначение типа подшипника по ГОСТ 3189 (по DIN-ISO) |
Схема узла рис. |
со стороны привода |
со стороны
противоположной приводу |
5А80 |
76-180205Ш2У (6205.2RSP63QE6)
или 76-80205Ш2У (6205.ZZP63QE6) |
8.1 |
5A90K |
75-180205Ш3У (6205.2RSP53Q5) или 75-80205Ш3У (6205.ZZP53Q5) |
5АМХ112, 5АМ112 |
76-180307Ш2У (6307.2RSP63QE6) или 76-80307Ш2У (6307.ZZ.Р63QЕ6) |
АИРМ132, АИРМ132 |
76-180309Ш2У (6309.2RSP63QE6) или 76-80309Ш2У (6309.ZZ.Р63QE6) |
6А132S, 6АМ132S,
6А132MA6,M8,
6АМ132MA6,M8 |
75-180209Ш3У (6209.2RS.Р53Q5) или 75-80209Ш3У (6209.ZZ.Р53Q5) |
75-180307Ш3У (6307.2RS.Р53Q5) или 75-80307Ш3У (6307.ZZP53Q5) |
6А132M4,MB6, 6АМ132M4,MB6, АИС160, 6АМ160М |
75-180309Ш3У (6309.2RSP53Q5) или 75-80309Ш3У (6309.ZZ.Р53Q5) |
5АМХ160, 5А160 |
76-180310Ш2У (6310.2RSP63QE6) или 76-80310Ш2У (6310.ZZ.R63QE6) |
8.2 |
6А160, 6АМ160Д 6А180, 6АМ180 |
75-180310Ш3У (6310.2RS.Р53Q5) или 75-80310Ш3У (6310.ZZ.Р53Q5) |
Таблица 19. Применяемые подшипники
Тип двигателя |
Обозначение типа подшипника по ГОСТ 3189 (по DIN-ISO) |
Схема узла рис. |
со стороны привода |
со стороны
противоположной приводу |
5АМХ180, АИР180, 4АМН180 |
76-180312Ш2У (6312.2RS.R63QE6) или 76-80312Ш2У (6312.ZZ.R63QE6) |
8.2 |
АИС200, 6АМ200 |
75-180312Ш3У (6312.2RS.R53Q5) или 75-80312Ш3У (6312.ZZ.R53Q5) |
5А200, 5А200К, 5АН200, 5А225К |
6-313Ш2У (6313.P6Q6) |
6-213Ш2У (6213.P6Q6) |
8.3 |
5А225, 5А250К |
6-314Ш2У (6314.P6Q6) |
6-214Ш2У (6214.P6Q6) |
5АМ250 2p=2,
5А280К 2p=2 |
76-315Ш2У (6315.P63Q6) |
5АМ250 2p>2 |
6-317Ш2У (6317.P6Q6) |
5АМН250 |
5АМН280 2p=2 |
8.4 |
5АМ280 2p=2 |
75-316Ш3У (6316.P53Q5) |
6А315S, M 2p=2 |
5АМ315 2p=2 |
8.5 |
6А315L2p=2 |
5АМН315 2p=2 |
6-319Ш2У (6319.P6Q6) |
5А280К 2p>2 |
6-317Ш2У (6317.P6Q6) |
6-317Ш2У (6317.P6Q6) |
8.3 |
5-2317К1Ш2У * |
5АМ280 2p>2
5АМН280 2p>2 |
6-317Ш2У (6317.P6Q6) |
6-317Ш2У (6317.P6Q6) |
8.4 |
6-2317Ш2 * |
6А315S, M 2p>2 |
5-317Ш3У (6317.P5Q5) |
5-317Ш3У (6317.P5Q5) |
6-2317Ш2 * |
5АМ315 2p>2,
5АМН315 2p>2 |
6-319Ш2У (6319.P6Q6) |
6-319Ш2У (6319.P6Q6) |
8.5 |
6-2319КМ * |
6А315L2p>2 |
5-319Ш3У (6319.P5Q5) |
5-319Ш3У (6319.P5Q5) |
6-2319КМ * |
Примечание:* - роликовый подшипник для тяжелых условий работы (при повышенных радиальных нагрузках на рабочий конец вала)
Расчетная долговечность подшипников для двигателей с горизонтальным расположением вала и соединяемых с приводным механизмом с помощью муфты (отсутствует осевая нагрузка на подшипники) составляет не менее 40 000 часов. При использовании других видов сочленения двигателей с приводимым механизмом, предполагающим наличие дополнительных радиальных нагрузок на рабочий конец вала, следует руководствоваться таблицей 20, где приведены значения предельно допустимой радиальной нагрузки FR на рабочий конец вала для трех точек приложения - у заплечика вала (Х=0), в середине вала (Х=0,5) и на конце вала (Х=1) для расчета долговечности равной 20 000 часов.
При применении ременной передачи минимальный диаметр ведущего шкива определяется по формуле:
где:
P - передаваемая мощность, кВт;
n - частота вращения вала, об/мин, в точке приложения “Х”;
FR - допустимое радиальное усилие (в соответствии с табл. 20);
k - коэффициент, зависящий от вида ременной передачи и условий работы. Для клиноременной передачи в нормальных условиях k = 2,5.
Для двигателей габаритов 280 и 315 мм данные таблицы 19 соответствуют применению шариковых подшипников на опоре со стороны рабочего конца вала. Если по условиям работы, к рабочим концам валов этих двигателей требуется приложить большие усилия, то следует заказать двигатели с роликовыми подшипниками на опоре со стороны рабочего конца вала. При этом допустимые радиальные нагрузки могут быть увеличены:
- в 2 раза для двигателей с синхронной частотой вращения 1500 об/мин и 1000 об/мин;
- в 1,6 раза для двигателей с синхронной частотой вращения 750 об/мин, 600 об/мин и 500 об/мин.
При наличии осевой нагрузки следует руководствоваться:
- таблицей 21.1 - для двигателей габаритов 80 - 132 мм с подшипниковыми узлами по рис. 8.1;
- таблицей 21.2 - для двигателей габаритов 160 - 315 мм с подшипниковыми узлами по рис. 8.2, рис. 8.3, рис. 8.5.
В таблицах 21.1 и 21.2 приведены значения максимально допустимых осевых нагрузок на рабочий конец вала для горизонтального и вертикального положения вала. Максимально допустимые осевые нагрузки даны для условий:
• отсутствия радиальной нагрузки - FR = 0;
• максимальной радиальной нагрузке FR max по таблице 20, приложенной к середине рабочего конца вала.
|
Рисунок 8. Схема подшипниковых узлов
|
Таблица 20. Допустимая радиальная нагрузка
Тип
двигателя |
Положение
вала |
Максимально допустимая радиальная нагрузка FR, Н |
2р=2 |
2р=4 |
2р=6 |
2р=8 |
2р=10 |
2р=12 |
Точка приложения радиальной нагрузки |
X=0 |
X=0,5 |
X=1 |
X=0 |
X=0,5 |
X=1 |
X=0 |
X=0,5 |
X=1 |
X=0 |
X=0,5 |
X=1 |
X=0 |
X=0,5 |
X=1 |
X=0 |
X=0,5 |
X=1 |
5А80,
5А90К |
Горизонт. |
590 |
490 |
420 |
750 |
620 |
530 |
860 |
720 |
610 |
950 |
800 |
680 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
Вертик. |
620 |
510 |
440 |
790 |
650 |
560 |
910 |
760 |
650 |
1000 |
830 |
720 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
5АМХ112,
5АМ112,
6АМ132,
6А132 |
Горизонт. |
1560 |
1260 |
1050 |
1970 |
1590 |
1330 |
2260 |
1820 |
1530 |
2490 |
2020 |
1620 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
Вертик. |
1640 |
1320 |
1110 |
2080 |
1690 |
1420 |
2370 |
1930 |
1620 |
2620 |
2120 |
1680 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
5АМХ132,
АИРМ132
6А132 |
Горизонт. |
2420 |
1950 |
1630 |
3050 |
2460 |
2060 |
3470 |
2810 |
2360 |
3860 |
3120 |
2620 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
Вертик. |
2530 |
2050 |
1720 |
3200 |
2590 |
2180 |
3670 |
2980 |
2510 |
4060 |
3300 |
2770 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
АИС160М |
Горизонт. |
2430 |
1860 |
1510 |
3070 |
2370 |
1920 |
3520 |
2720 |
2210 |
3910 |
3020 |
2450 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
Вертик. |
2570 |
1980 |
1610 |
3240 |
2510 |
2050 |
3720 |
2890 |
2350 |
4120 |
3190 |
2600 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
7AVE160,
7AVE160L, 6АМ180 |
Вертик. |
3010 |
2460 |
2080 |
3800 |
3120 |
2640 |
4360 |
3590 |
3050 |
4810 |
3970 |
3120 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
Горизонт. |
2810 |
2280 |
1920 |
3530 |
2880 |
2420 |
4000 |
3280 |
2770 |
4430 |
3640 |
2930 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
6А180
5АМХ180, АИР180 |
Вертик. |
3010 |
2460 |
2080 |
3800 |
3120 |
2640 |
4360 |
3590 |
3050 |
4810 |
3970 |
3120 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
Горизонт. |
3560 |
2890 |
2420 |
4460 |
3620 |
3040 |
5150 |
4180 |
3510 |
5720 |
4650 |
3200 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
6АМ200, АИС200
5А200, |
Вертик. |
3800 |
3090 |
2610 |
4790 |
3900 |
3290 |
5500 |
4480 |
3690 |
6070 |
4950 |
3770 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
Горизонт. |
4110 |
3420 |
2920 |
5180 |
4120 |
3410 |
5940 |
4730 |
3920 |
6590 |
5260 |
3730 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
5А225К
5А225, |
Вертик. |
4490 |
3750 |
3220 |
5670 |
4540 |
3790 |
6490 |
5200 |
4150 |
7140 |
5720 |
4600 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
Горизонт. |
4520 |
3820 |
3300 |
5690 |
4610 |
3330 |
6540 |
5310 |
4450 |
7220 |
5860 |
4920 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
5А250К
5А250, |
Вертик. |
4980 |
4220 |
3670 |
6280 |
5120 |
4320 |
7200 |
5870 |
4960 |
7930 |
6470 |
5470 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
Горизонт. |
4770 |
3940 |
3350 |
7300 |
6060 |
5150 |
8520 |
7080 |
6030 |
9350 |
7720 |
6440 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
5А280К
5АМ280, |
Вертик. |
5520 |
4600 |
3940 |
8290 |
6920 |
5940 |
9500 |
7940 |
6810 |
10410 |
8630 |
7380 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
Горизонт. |
4870 |
4110 |
3530 |
6640 |
5500 |
4240 |
7780 |
6380 |
5380 |
8650 |
7090 |
5990 |
9380 |
7700 |
6510 |
— |
— |
— |
6А3158, M 5АМ315, |
Вертик. |
5940 |
5050 |
4390 |
8140 |
6810 |
4970 |
9240 |
7640 |
6510 |
10170 |
8410 |
7170 |
10980 |
9090 |
7750 |
— |
— |
— |
Горизонт. |
4450 |
3830 |
3350 |
7480 |
6270 |
5380 |
8730 |
7210 |
6100 |
9680 |
7990 |
6780 |
10460 |
8650 |
6660 |
11270 |
9330 |
7930 |
6А315L |
Вертик. |
5940 |
5170 |
4580 |
9270 |
7870 |
6840 |
10430 |
8700 |
7450 |
11480 |
9570 |
7580 |
12390 |
10340 |
8870 |
13180 |
11000 |
9430 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Примечание: точка приложения радиальной нагрузки
X = 0 - у заплечика вала;
X = 0,5 - середина вала;
X = 1 - конец вала.
Таблица 21.1. Допустимая осевая нагрузка
Тип двигателя |
Число полюсов |
Положение вала - горизонтальное |
Положение вала - вертикальное |
Направление действия осевой нагрузки FA |
|
|
|
|
При
FR = 0 |
При
FRmax |
При
FR = 0 |
При
FRmax |
При
FR = 0 |
При
FRmax |
При
FR = 0 |
При
FRmax |
5А80,
5А90К |
2 |
330 |
230 |
330 |
30 |
345 |
240 |
345 |
30 |
4 |
500 |
360 |
500 |
80 |
520 |
375 |
520 |
80 |
6 |
630 |
460 |
630 |
130 |
655 |
480 |
655 |
130 |
8 |
725 |
540 |
725 |
170 |
750 |
560 |
750 |
170 |
5АМХ112
5АМ112
6АМ132
6А132 |
2 |
980 |
770 |
960 |
300 |
1020 |
800 |
1020 |
300 |
4 |
1340 |
1060 |
1340 |
420 |
1400 |
1100 |
1400 |
420 |
6 |
1630 |
1280 |
1630 |
500 |
1690 |
1330 |
1690 |
500 |
8 |
1860 |
1470 |
1860 |
600 |
1940 |
1530 |
1940 |
600 |
5АМХ132
АИРМ132 |
2 |
1500 |
1200 |
1500 |
470 |
1540 |
1230 |
1540 |
470 |
4 |
2000 |
1550 |
2000 |
700 |
2180 |
1600 |
2180 |
700 |
6 |
2550 |
1980 |
2550 |
840 |
2640 |
2050 |
2640 |
840 |
8 |
2930 |
2290 |
2930 |
970 |
3050 |
2360 |
3050 |
970 |
АИС160М |
2 |
1500 |
1150 |
1500 |
470 |
1540 |
1190 |
1540 |
470 |
4 |
2080 |
1620 |
2080 |
690 |
2180 |
1660 |
2180 |
690 |
6 |
2540 |
1930 |
2540 |
830 |
2650 |
2000 |
2650 |
830 |
8 |
2920 |
2230 |
2920 |
960 |
3050 |
2300 |
3050 |
960 |
Примечание: значение максимальной радиальной нагрузки FR max по таблице 20 для точки приложения X = 0,5 середина вала.
Таблица 21.2 Допустимое направление осевой нагрузки
Тип двигателя |
Число
полюсов |
Положение вала - горизонтальное |
Положение вала - вертикальное |
Направление действия осевой нагрузки FA |
|
|
При FR=0 |
При FR max |
При FR=0 |
При FR max |
7AVE160 |
2 |
1530 |
1170 |
1620 |
1230 |
4 |
2170 |
1700 |
2320 |
1800 |
6 |
2640 |
2010 |
2870 |
2190 |
8 |
3080 |
2380 |
3300 |
2520 |
6А180 |
2 |
1550 |
1190 |
1650 |
1260 |
4 |
2160 |
1690 |
2310 |
1790 |
6 |
2640 |
2010 |
2870 |
2190 |
8 |
3080 |
2380 |
3300 |
2520 |
АИР180,
АИС200 |
2 |
1980 |
1450 |
2110 |
1530 |
4 |
2850 |
2130 |
3020 |
2260 |
6 |
3540 |
2650 |
3760 |
2770 |
8 |
4120 |
3090 |
4330 |
3230 |
5А200,
5А225К |
2 |
830 |
390 |
1020 |
490 |
4 |
1400 |
660 |
1650 |
820 |
6 |
1810 |
930 |
2120 |
1140 |
8 |
2200 |
1200 |
2500 |
1380 |
5А225,
5А250К |
2 |
810 |
320 |
1050 |
460 |
4 |
1440 |
630 |
1750 |
820 |
6 |
1880 |
920 |
2260 |
1150 |
8 |
2270 |
1160 |
2590 |
1320 |
5АМ250,
5А280К |
2 |
1850 |
1400 |
|
|
4 |
3200 |
2400 |
|
|
6 |
4050 |
3030 |
|
|
8 |
4530 |
3400 |
|
|
5АМ280,
6А315S. М |
2 |
2200 |
1750 |
|
|
4 |
2700 |
2050 |
|
|
6 |
3350 |
2500 |
|
|
8 |
4000 |
2950 |
|
|
10 |
4400 |
3200 |
|
|
5АМ315,
6A315L |
2 |
2900 |
2500 |
|
|
4 |
4450 |
3700 |
|
|
6 |
5100 |
4100 |
|
|
8 |
5550 |
4350 |
|
|
10 |
5150 |
3650 |
|
|
12 |
6000 |
4350 |
|
|
Примечание: значение максимальной радиальной нагрузки FRmax - по таблице 20 для точки приложения Х = 0,5 - середина вала.
|