Подшипниковые узлы, подшипники

← Предыдущий раздел Оглавление Следующий раздел →

В двигателях серий АИР, 5А, АИС и 6А применяются подшипники качения. В двигателях габаритов 80-180 мм, двигателях АИС200 и 6АМ200 применяются подшипники серии 180000 (2RS) или 80000 (ZZ) с заложенной на весь срок службы консистентной смазкой. Двигатели габаритов 200 - 315 мм имеют подшипниковые узлы со специальным устройством, позволяющим производить частичную замену отработанной смазки и пополнение свежей смазкой.

В таблицах 18 и 19 указаны типы подшипников, применяемых в двигателях с привязкой мощностей и установочных размеров по ГОСТ Р 51689-2000 и по нормам CENELEC. Схемы подшипниковых узлов двигателей показаны на рисунке 8.

Таблица 18. Применяемые подшипники
Тип двигателя Обозначение типа подшипника по ГОСТ 3189 (по DIN-ISO) Схема узла рис.
со стороны привода со стороны
противоположной приводу
5А80 76-180205Ш2У (6205.2RSP63QE6)
или 76-80205Ш2У (6205.ZZP63QE6)
8.1
5A90K 75-180205Ш3У (6205.2RSP53Q5) или 75-80205Ш3У (6205.ZZP53Q5)
5АМХ112, 5АМ112 76-180307Ш2У (6307.2RSP63QE6) или 76-80307Ш2У (6307.ZZ.Р63QЕ6)
АИРМ132, АИРМ132 76-180309Ш2У (6309.2RSP63QE6) или 76-80309Ш2У (6309.ZZ.Р63QE6)
6А132S, 6АМ132S,
6А132MA6,M8,
6АМ132MA6,M8
75-180209Ш3У (6209.2RS.Р53Q5) или 75-80209Ш3У (6209.ZZ.Р53Q5) 75-180307Ш3У (6307.2RS.Р53Q5) или 75-80307Ш3У (6307.ZZP53Q5)
6А132M4,MB6, 6АМ132M4,MB6, АИС160, 6АМ160М 75-180309Ш3У (6309.2RSP53Q5) или 75-80309Ш3У (6309.ZZ.Р53Q5)
5АМХ160, 5А160 76-180310Ш2У (6310.2RSP63QE6) или 76-80310Ш2У (6310.ZZ.R63QE6) 8.2
6А160, 6АМ160Д 6А180, 6АМ180 75-180310Ш3У (6310.2RS.Р53Q5) или 75-80310Ш3У (6310.ZZ.Р53Q5)

Таблица 19. Применяемые подшипники

Тип двигателя Обозначение типа подшипника по ГОСТ 3189 (по DIN-ISO) Схема узла рис.
со стороны привода со стороны
противоположной приводу
5АМХ180, АИР180, 4АМН180 76-180312Ш2У (6312.2RS.R63QE6) или 76-80312Ш2У (6312.ZZ.R63QE6) 8.2
АИС200, 6АМ200 75-180312Ш3У (6312.2RS.R53Q5) или 75-80312Ш3У (6312.ZZ.R53Q5)
5А200, 5А200К, 5АН200, 5А225К 6-313Ш2У (6313.P6Q6) 6-213Ш2У (6213.P6Q6) 8.3
5А225, 5А250К 6-314Ш2У (6314.P6Q6) 6-214Ш2У (6214.P6Q6)
5АМ250 2p=2,
5А280К 2p=2
76-315Ш2У (6315.P63Q6)
5АМ250 2p>2 6-317Ш2У (6317.P6Q6)
5АМН250
5АМН280 2p=2 8.4
5АМ280 2p=2 75-316Ш3У (6316.P53Q5)
6А315S, M 2p=2
5АМ315 2p=2 8.5
6А315L2p=2
5АМН315 2p=2 6-319Ш2У (6319.P6Q6)
5А280К 2p>2 6-317Ш2У (6317.P6Q6) 6-317Ш2У (6317.P6Q6) 8.3
5-2317К1Ш2У *
5АМ280 2p>2
5АМН280 2p>2
6-317Ш2У (6317.P6Q6) 6-317Ш2У (6317.P6Q6) 8.4
6-2317Ш2 *
6А315S, M 2p>2 5-317Ш3У (6317.P5Q5) 5-317Ш3У (6317.P5Q5)
6-2317Ш2 *
5АМ315 2p>2,
5АМН315 2p>2
6-319Ш2У (6319.P6Q6) 6-319Ш2У (6319.P6Q6) 8.5
6-2319КМ *
6А315L2p>2 5-319Ш3У (6319.P5Q5) 5-319Ш3У (6319.P5Q5)
6-2319КМ *

Примечание:* - роликовый подшипник для тяжелых условий работы (при повышенных радиальных нагрузках на рабочий конец вала)

 Расчетная долговечность подшипников для двигателей с горизонтальным расположением вала и соединяемых с приводным механизмом с помощью муфты (отсутствует осевая нагрузка на подшипники) составляет не менее 40 000 часов. При использовании других видов сочленения двигателей с приводимым механизмом, предполагающим наличие дополнительных радиальных нагрузок на рабочий конец вала, следует руководствоваться таблицей 20, где приведены значения предельно допустимой радиальной нагрузки FR на рабочий конец вала для трех точек приложения - у заплечика вала (Х=0), в середине вала (Х=0,5) и на конце вала (Х=1) для расчета долговечности равной 20 000 часов.

При применении ременной передачи минимальный диаметр ведущего шкива определяется по формуле:
где:
    P - передаваемая мощность, кВт;
    n - частота вращения вала, об/мин, в точке приложения “Х”;
    FR - допустимое радиальное усилие (в соответствии с табл. 20);
    k - коэффициент, зависящий от вида ременной передачи и условий работы. Для клиноременной передачи в нормальных условиях k = 2,5.

Для двигателей габаритов 280 и 315 мм данные таблицы 19 соответствуют применению шариковых подшипников на опоре со стороны рабочего конца вала. Если по условиям работы, к рабочим концам валов этих двигателей требуется приложить большие усилия, то следует заказать двигатели с роликовыми подшипниками на опоре со стороны рабочего конца вала. При этом допустимые радиальные нагрузки могут быть увеличены:
  • в 2 раза для двигателей с синхронной частотой вращения 1500 об/мин и 1000 об/мин;
  • в 1,6 раза для двигателей с синхронной частотой вращения 750 об/мин, 600 об/мин и 500 об/мин.
При наличии осевой нагрузки следует руководствоваться:
  • таблицей 21.1 - для двигателей габаритов 80 - 132 мм с подшипниковыми узлами по рис. 8.1;
  • таблицей 21.2 - для двигателей габаритов 160 - 315 мм с подшипниковыми узлами по рис. 8.2, рис. 8.3, рис. 8.5.
В таблицах 21.1 и 21.2 приведены значения максимально допустимых осевых нагрузок на рабочий конец вала для горизонтального и вертикального положения вала. Максимально допустимые осевые нагрузки даны для условий:
• отсутствия радиальной нагрузки - FR = 0;
• максимальной радиальной нагрузке FR max по таблице 20, приложенной к середине рабочего конца вала.

 
Рисунок 8. Схема подшипниковых узлов

Таблица 20. Допустимая радиальная нагрузка

Тип
двигателя
Положение
вала
Максимально допустимая радиальная нагрузка FR, Н
2р=2 2р=4 2р=6 2р=8 2р=10 2р=12
Точка приложения радиальной нагрузки
X=0 X=0,5 X=1 X=0 X=0,5 X=1 X=0 X=0,5 X=1 X=0 X=0,5 X=1 X=0 X=0,5 X=1 X=0 X=0,5 X=1
5А80,
5А90К
Горизонт. 590 490 420 750 620 530 860 720 610 950 800 680
Вертик. 620 510 440 790 650 560 910 760 650 1000 830 720
5АМХ112,
5АМ112,
6АМ132,
6А132
Горизонт. 1560 1260 1050 1970 1590 1330 2260 1820 1530 2490 2020 1620
Вертик. 1640 1320 1110 2080 1690 1420 2370 1930 1620 2620 2120 1680
5АМХ132,
 АИРМ132
6А132
Горизонт. 2420 1950 1630 3050 2460 2060 3470 2810 2360 3860 3120 2620
Вертик. 2530 2050 1720 3200 2590 2180 3670 2980 2510 4060 3300 2770
АИС160М Горизонт. 2430 1860 1510 3070 2370 1920 3520 2720 2210 3910 3020 2450
Вертик. 2570 1980 1610 3240 2510 2050 3720 2890 2350 4120 3190 2600
7AVE160,
7AVE160L, 6АМ180
Вертик. 3010 2460 2080 3800 3120 2640 4360 3590 3050 4810 3970 3120
Горизонт. 2810 2280 1920 3530 2880 2420 4000 3280 2770 4430 3640 2930
6А180
5АМХ180, АИР180
Вертик. 3010 2460 2080 3800 3120 2640 4360 3590 3050 4810 3970 3120
Горизонт. 3560 2890 2420 4460 3620 3040 5150 4180 3510 5720 4650 3200
6АМ200, АИС200
5А200,
Вертик. 3800 3090 2610 4790 3900 3290 5500 4480 3690 6070 4950 3770
Горизонт. 4110 3420 2920 5180 4120 3410 5940 4730 3920 6590 5260 3730
5А225К
5А225,
Вертик. 4490 3750 3220 5670 4540 3790 6490 5200 4150 7140 5720 4600
Горизонт. 4520 3820 3300 5690 4610 3330 6540 5310 4450 7220 5860 4920
5А250К
5А250,
Вертик. 4980 4220 3670 6280 5120 4320 7200 5870 4960 7930 6470 5470
Горизонт. 4770 3940 3350 7300 6060 5150 8520 7080 6030 9350 7720 6440
5А280К
5АМ280,
Вертик. 5520 4600 3940 8290 6920 5940 9500 7940 6810 10410 8630 7380
Горизонт. 4870 4110 3530 6640 5500 4240 7780 6380 5380 8650 7090 5990 9380 7700 6510
6А3158, M 5АМ315, Вертик. 5940 5050 4390 8140 6810 4970 9240 7640 6510 10170 8410 7170 10980 9090 7750
Горизонт. 4450 3830 3350 7480 6270 5380 8730 7210 6100 9680 7990 6780 10460 8650 6660 11270 9330 7930
6А315L Вертик. 5940 5170 4580 9270 7870 6840 10430 8700 7450 11480 9570 7580 12390 10340 8870 13180 11000 9430

Примечание: точка приложения радиальной нагрузки 
    X = 0 - у заплечика вала;
    X = 0,5 - середина вала;
    X = 1 - конец вала.

Таблица 21.1. Допустимая осевая нагрузка

Тип двигателя Число полюсов Положение вала - горизонтальное Положение вала - вертикальное
Направление действия осевой нагрузки FA
При 
F
= 0
При 
FRmax
При
F= 0
При
FRmax
При
FR = 0
При
FRmax
При
FR = 0
При
FRmax
5А80,
5А90К
2 330 230 330 30 345 240 345 30
4 500 360 500 80 520 375 520 80
6 630 460 630 130 655 480 655 130
8 725 540 725 170 750 560 750 170
5АМХ112
5АМ112
6АМ132
6А132
2 980 770 960 300 1020 800 1020 300
4 1340 1060 1340 420 1400 1100 1400 420
6 1630 1280 1630 500 1690 1330 1690 500
8 1860 1470 1860 600 1940 1530 1940 600
5АМХ132
АИРМ132
2 1500 1200 1500 470 1540 1230 1540 470
4 2000 1550 2000 700 2180 1600 2180 700
6 2550 1980 2550 840 2640 2050 2640 840
8 2930 2290 2930 970 3050 2360 3050 970
АИС160М 2 1500 1150 1500 470 1540 1190 1540 470
4 2080 1620 2080 690 2180 1660 2180 690
6 2540 1930 2540 830 2650 2000 2650 830
8 2920 2230 2920 960 3050 2300 3050 960

Примечание: значение максимальной радиальной нагрузки FR max по таблице 20 для точки приложения X = 0,5 середина вала.

Таблица 21.2 Допустимое направление осевой нагрузки

Тип двигателя Число
полюсов
Положение вала - горизонтальное Положение вала  - вертикальное
Направление действия осевой нагрузки FA
При FR=0 При FR max При FR=0 При FR max
7AVE160 2 1530 1170 1620 1230
4 2170 1700 2320 1800
6 2640 2010 2870 2190
8 3080 2380 3300 2520
6А180 2 1550 1190 1650 1260
4 2160 1690 2310 1790
6 2640 2010 2870 2190
8 3080 2380 3300 2520
АИР180,
 АИС200
2 1980 1450 2110 1530
4 2850 2130 3020 2260
6 3540 2650 3760 2770
8 4120 3090 4330 3230
5А200,
5А225К
2 830 390 1020 490
4 1400 660 1650 820
6 1810 930 2120 1140
8 2200 1200 2500 1380
5А225,
5А250К
2 810 320 1050 460
4 1440 630 1750 820
6 1880 920 2260 1150
8 2270 1160 2590 1320
5АМ250,
5А280К
2 1850 1400
4 3200 2400
6 4050 3030
8 4530 3400
5АМ280,
6А315S. М
2 2200 1750
4 2700 2050
6 3350 2500
8 4000 2950
10 4400 3200
5АМ315,
6A315L
2 2900 2500
4 4450 3700
6 5100 4100
8 5550 4350
10 5150 3650
12 6000 4350

Примечание: значение максимальной радиальной нагрузки FRmax - по таблице 20 для точки приложения Х = 0,5 - середина вала.


← Предыдущий раздел Оглавление Следующий раздел →