Техническое обслуживание

← Предыдущий раздел Оглавление Следующий раздел →

3. Техническое обслуживание

3.1 Техническое обслуживание проводить в соответствии с ГОСТ Р 51330.16, ГОСТ Р 52350.17, ПТЭЭП (гл. 3.4) в полном объеме и с периодичностью, указанной в данном РЭ, независимо от состояния двигателя.

Сокращать установленный объем или увеличивать периодичность осмотров и ремонтов запрещается.

3.2 Ответственность за общее состояние, своевременное проведение и качество выполнения технического обслуживания двигателя на каждом предприятии несет конкретное лицо, назначенное распоряжением по предприятию.

3.3 При проведении работ по техническому обслуживанию необходимо тщательно оберегать от повреждения взрывозащитные поверхности, отмеченные надписью «Взрыв» (Приложение А), а также лакокрасочные покрытия.

3.4 Систематический технический осмотр рудничных электродвигателей проводится не реже одного раза в три месяца.

Во время технического осмотра:

  • а) очистить наружную поверхность от пыли и грязи, проверить состояние лакокрасочных покрытий;
  • б) проверить затяжку резьбовых соединений двигателя;
  • в) проверить надежность соединения двигателя с приводным механизмом.

3.5 Периодичность текущего технического обслуживания устанавливается в зависимости от производственных условий, но не реже одного раза в год.

Перечень работ по техническому обслуживанию:

  • а) очистить двигатель от пыли и грязи;
  • б) проверить состояние взрывонепроницаемой оболочки двигателя;
  • в) проверить состояние лакокрасочных покрытий;
  • г) проверить исправность подшипников и состояние уплотнений по валу;
  • д) проверить сопротивление изоляции обмотки, датчиков и обогревателей относительно корпуса и между фазами, которое должно быть не менее 1 МОм;
  • е) проверить состояние заземления двигателя;
  • ж) заменить консистентную смазку на взрывозащитных и посадочных поверхностях, подвергшихся разборке, предварительно проверить состояние взрывозащитных поверхностей;
  • з) проверить состояние контактных соединений;
  • и) проверить состояние болтовых соединений взрывонепроницаемой оболочки; к) проверить надежность уплотнения кабеля;
  • л) измерить допустимые взрывонепроницаемые зазоры тех мест, которые подвергались разборке; м) частично заменить крепеж (при необходимости).

3.6 Для двигателей ВРА200,225 необходимо производить пополнение смазки с периодичностью:

  • при 2р=2 (3000 об/мин) через 500-1000 часов работы;
  • при 2р=4 (1500 об/мин) через 1500-2000 часов работы;
  • при 2р≥6 (≤1000 об/мин) через 2500-5000 часов работы;
  • и полную замену смазки после двух-трех пополнений.

Расчетное количество и марка смазки на подшипниковые узлы двигателей указаны в Таблице 8.

Таблица 8

Типоразмер двигателя Количество смазки на подшипниковый узел, кг
со стороны
Марка смазки
Вид климатического исполнения
привода вентилятора У, Т УХЛ
ВРА200 0,120 0,060 Литол-24ГОСТ 21150 ЦИАТИМ-221ГОСТ 9433
ВРА225 0,160 0,080

Смешивание смазок разных марок не допускается.

При полной замене смазки ее необходимо взять по весу согласно Таблице 8, при пополнении -30% указанного веса. Пополнение или замену смазки производить через масленку 22 (Рис.2), нагнетая смазку шприцем и поворачивая при этом вал двигателя.

При замене смазки необходимо снять кожух 11 и вывернуть заглушку 30 (Рис.2), и после окончания нагнетания свежей смазки включить двигатель на несколько минут для выброса старой смазки. После отключения двигателя заглушку завернуть на место и установить кожух.

При смене марки смазки необходимо произвести частичную разборку двигателя со снятием подшипниковых щитов.

Подшипники и полости подшипниковых крышек тщательно промыть бензином.

Подшипниковые узлы (1/3 свободного объема подшипников, 1/3 объема камер крышек и щитов, лабиринтные канавки щитов) заполнить смазкой по весу согласно Таблице 8. Камеры крышек и щитов заполнить ближе к замкам.

3.7 На двигателях ВРА 160 - 225 необходимо производить замену уплотнений 19, 28 (Рис. 2) с периодичностью:

  • при 2р = 2 (3000 об/мин) и 2р = 4 (1500 об/мин) через 4000 часов работы;
  • при 2р = 6 (1000 об/мин) через 6000 часов работы;
  • при 2р = 8 (750 об/мин) через 8000 часов работы;

Замену уплотнений производить следующим образом:

  • отвернуть болты 15 и снять кожух 11;
  • вынуть кольцо пружинное 13 и снять вентилятор 10 при помощи съемника;
  • извлечь шпонку 12;
  • вынуть кольца пружинные 2;
  • вынуть отработанные уплотнения;
  • посадочную поверхность вала, контактную поверхность щита 3 и крышки 27 (для ВРА160,180) или крышек 20,27 (для ВРА200,225) очистить от смазки ветошью, смоченной в бензине или керосине и покрыть их вновь тонким слоем свежей смазки (марку смазки см. в таблице 8);
  • посадить на вал уплотнения согласно Рис. 2, прижимая их конической кромкой к контактным поверхностям щита 3 и крышки 27 (для ВРА160,180) или крышек 20,27 (для ВРА200,225) до тех пор, пока не станет видна канавка на валу;
  • установить детали (кольца пружинные, шпонку, вентилятор и кожух) в последовательности, обратной разборке.

Марки используемых уплотнений — см. Таблицу 9.

Таблица 9

Число полюсов двигателей со степенью защиты IP55 Марка уплотнения со стороны привода и вентилятора
2р = 2 2р≥4
ВРА160 SKF 50VAV SKF 50 VA R
ВРА180 SKF 60VAV SKF 60 VA R
ВРА200 SKF 65VAV SKF 65 VA R
ВРА225 SKF 70VAV SKF 70 VA R

3.8 В процессе технического обслуживания производится диагностирование средств взрывозащиты и безопасности двигателя в пределах мероприятий, входящих в состав технического обслуживания

3.9 Все неисправности, выявленные при техническом обслуживании двигателя, должны быть устранены при текущем ремонте.


← Предыдущий раздел Оглавление Следующий раздел →