Энергосберегающие электродвигатели

← Предыдущий раздел Оглавление Следующий раздел →

энергосберегающие электродвигатели
Энергосберегающий электродвигатель применяется почти во всех областях и отличается от аналогичных электродвигателей – малым потреблением энергии. За счет постоянного роста цен на электроэнергию – энергосберегающие электродвигатели могут стать отличной заменой.

Энергосберегающие электродвигатели снижают затраты на электроэнергию при эксплуатации электродвигателей, за счет более высокого КПД.

Энергосберегающие электродвигатели окупают свою стоимость за 1,5 года, по сравнению с другими аналогичными по мощности и оборотам электродвигателям.

Все энергосберегающие электродвигатели могут быть сделаны по стандарту ГОСТ, так и по нормам CENELEC.

Энергосберегающий электродвигатель обладает длительным сроком службы и более высокой надежностью.

Структура обозначения двигателей 5 и 6 серии:

Структура обозначения двигателей 5 и 6 серии

1 - обозначение серии;
2 - признак модификации;
3 - габарит (высота оси вращения, мм);
4 - установочный размер;
5 - число полюсов;
6 - признак отличия по назначению;
7 - климатическое исполнение.

1    Обозначение серии:
АИР, АИВ, 4А, 5А ,6А, АН, ВА и др.

2    Признак модификации:
  • пристраиваемые - П;
  • модернизированные - М;
  • с алюминиевой станиной Х;
  • с фазным ротором - К;
  • повышенного скольжения - С;
  • с самовентиляцией - Н;
  • с принудительным охлаждением - Ф;
  • встраиваемые - В;
  • однофазные - ЕУ;
  • для транспорта - Э;
  • с повышенным пусковым моментом - Р.
3    Габарит (высота оси вращения, мм):
80, 112, 132, 160, 180, 200, 225, 250, 280, 315, 355 и др.

4    Установочный размер по длине станины (S, М, L)
или вариант длины сердечника (А, В).

5    Число полюсов:
2, 4, 6, 8, 10, 12 или 2/4, 8/6/4 и т.д

6    Признак отличия по назначению:
  • по нормам CENELEK - К;
  • с датчиком температурной защиты обмотки - Б;
  • с датчиком температуры подшипника - Б1;
  • с датчиком и антиконденсатным подогревателем - Б2;
  • повышенной точности по установочным размерам - П;
  • малошумные - Н;
  • для лифтов - Л;
  • для станков качалок - С;
  • для сушильных шкафов - СШ;
  • для АЭС - А (А1,А2,А3).
7    Климатическое исполнение и категория размещения по ГОСТ 15150: У3, Т2 и т.д (стр. 12).

В дополнение к обозначению двигателя указывается:
  • монтажное исполнение - IM.... (стр. 24);
  • напряжение питающей сети - 380 В (220/380 В и др.) (стр. 11);
  • степень защиты IP.. (стр. 22);
  • другие отличия от основного (базового) исполнения.
В обозначении двигателя может применяться использование нескольких отличительных признаков модификации и назначения. Обозначение двигателя пишется слитно, пробел не применяется.

Структура обозначения двигателей 7 серии:

Структура обозначения двигателей 7 серии
1 - Обозначение серии;
2 - Разработка предприятий Группы компаний "ВЭМЗ", г. Владимир;
3 - Энергоэффективные;
4 - R / C - привязка по варианту I / по варианту II по ГОСТ Р 51689;
5 - Габарит (высота оси вращения, мм);
6 - Установочный размер по длине станины;
7 - Обозначение длины пакета магнитопровода;
8 - Число полюсов.

ie1 / ie2 - стандартный/высокий класс энергоэффективности по IEC 60034-30;

/С - обозначение материала станины:
  • для двигателей с литой станиной из алюминиевого сплава обозначение отсутствует.
  • С - двигатели с литой чугунной станиной;
Б - двигатель со встроенными датчиками температурной защиты;

У3, У2, Т2, ХЛ2 - вид климатического исполнения.

Пример записи обозначения двигателя серии 7AVER160S4 для работы от сети частотой 50 Гц, напряжением 220/380 В, с синхронной частотой вращения 1500 об/мин, мощностью 15 кВт, привязка мощности к установочным размерам по I варианту, нормального класса энергоэффективности, со станиной из алюминиевого сплава, со встроенным датчиком температурной защиты, климатического исполнения У3, монтажного исполнения !М1081, с вводным устройством К-3- II с панелью выводов и двумя штуцерами при его заказе и в документации другого изделия:

Двигатель 7AVER160S4ie1 Б У3, 220/380В, №1081, К-3-II, ТУ16-10 ВАКИ 526122.121 ТУ.

Энергоэффективная серия 7AVE. Актуальность. Преимущества.

Мировое научно техническое сообщество уделяет вопросам энергосбережения и, следовательно, повышению энергоэффективности оборудования исключительное значение.

Такое внимание обусловлено двумя критическими факторами:
  1. Повышение энергоэффективности позволяет замедлить процесс невосполнимого уменьшения медленно возобновляемых энергетических ресурсов, запасов которых осталось всего на несколько поколений;
  2. Повышение энергоэффективности напрямую ведет к улучшению экологической обстановки.

Проблемы энергоэффективности постоянно находятся в поле зрения высшего руководства Российской Федерации.

Асинхронные двигатели - основные потребители энергии в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, ЖКХ. На их долю приходится около 60% всех энергозатрат в названных отраслях. Такая структура энергопотребления существует во всех промышленно развитых странах, в связи с чем, они активно переходят на эксплуатацию электродвигателей повышенной энергоэффективности, использование таких двигателей становится обязательным.



Концерн «РУСЭЛПРОМ» создал первый в России энергоэффективный двигатель общепромышленного назначения в двух классах энергоэффективности, применяемых в Европе и Америке: IE1 и IE2 по ЕС 60034-30 с возможностью модификации в класс энергоэффективности «Premium» (IE3), внедряемый сегодня в США.

Серия 7 AVE создана с применением российского стандарта ГОСТ Р 51689-2000, вариант I, и европейского стандарта CENELEC, IEC 60072-1, что позволит устанавливать новые энергосберегающие электродвигатели как на отечественное оборудование, так и на импортное, где в настоящее время используются двигатели иностранного производства.

Серия 7 АVE предусматривает повышение КПД от 1,1% (старшие габариты) до 5% (младшие габариты) и охватывает самый востребованный диапазон мощностей от 1,5 до 500 кВт.

Создание серии энергоэффективных двигателей серии 7АVE гармонизируется и с таким важнейшим направлением в деле энергосбережения, как разработка двигателей для частотнорегулируемого привода, поскольку энергоэффективный двигатель обладает лучшими регулировочными свойствами, в частности, большим запасом по максимальному моменту. Здесь действует простое правило: чем больше класс энергоэффективности общепромышленного двигателя, тем шире его зона применения в частотно-регулируемом приводе.

Особенности конструкции двигателей серии 7АVE:

    • Магнитная система.
        Увеличена эффективность использования магнитных материалов, жесткость системы.

    • Обмотка нового вида.
        Используется статорообмоточное оборудование нового поколения.

    • Пропитка.
        Новое оборудование и пропиточные лаки обеспечили высокую цементацию обмотки и высокую теплопроводность.

Технологические преимущества двигателей классов энергоэффективности IE2 и IE3 :
  • Двигатели новой серии обладают низкими шумовыми характеристиками (на 3-7 дБ ниже, чем у двигателей предыдущей серии), т.е. более эргономичны. Снижение уровня шума на 10 дБ означает снижение его фактического значения в 3 раза.                                                                          
  • Двигатели 7AVE обладают более высокими показателями надежности за счет снижения рабочих температур. Данные двигатели изготавливаются с классом нагревостойкости "F", при фактических температурах, соответствующих более низкому классу изоляции "B". Это позволяет работать машинам с повышенным значением сервис фактора, т.е. обеспечить надежную работу при длительных перегрузках на 10-15%.                                  
  • Двигатели имеют сниженные значения нарастания температуры при заторможенном роторе, что позволяет обеспечить надежную работу в системе привода механизмов с частыми и тяжелыми пусками и реверсом.
Двигатели серии 7AVE (IE2, IE3) адаптированы к работе в составе частотно-регулируемого электропривода. За счет высокого сервис фактора двигатели могут работать в составе ЧРП без принудительной вентиляции.

Стандарт энергоэффективных двигателей IEC 60034 30.

В настоящем каталоге представлена впервые производимая в России серия энергоэффективных двигателей габарита 160 мм. Серия 7AVE выпускается в 2-х стандартах энергоэффективности IE1, IE2 с возможностью создания машин до уровня IE3 Premium.

До недавнего времени большинство стран имело негармонизированные национальные стандарты энергоэффективности. Так, страны ЕС ориентировались на нормы CEMEP (1999 г.), Россия - на ГОСТ Р 51677 2000; США - на Energy Policy Act (EPACT) от 1997 г. С целью устранения несогласованности стандартов по энергоэффективности в 2008 г. был принят международный стандарт IEC 60034-30 "Классы энергоэффективности односкоростных трехфазных асинхронных двигателей". Предусматривается три класса энергоэффективности: IE1 стандартный; IE2 высокий; IE3 "Премиум".

Приблизительное соотношение норм CEMEP, EPAct и IEC 60034-30 показывает следующая схема:

Стандарт IEC 60034-30 распространяется на мощности Рн= 0.75 -375 кВт и на полюсности 2р=2, 4, 6. Нормы КПД по CEMEP охватывали мощности 1.1 - 90 кВт и полюсности 2р=2, 4. Нормы EPact распространяются на мощности Рн=0.75 - 150 кВт и полюсности 2р=2, 4, 6.

Важным отличием стандарта IEC 60034-30 от нормы CEMEP является требование измерения добавочных потерь, зависящих от нагрузки PLL в соответствии с IEC 60034-2-1. (Как известно, КПД по CEMEP и ГОСТ Р 51677 2000 указывался для случая, когда названные потери принимались равными 0,5% от подводимой активной мощности). Практически у всех двигателей измеренные по IEC 60034-2-1 добавочные потери оказываются выше значения 0,5 % P1. Следствием этого являются различные значения КПД у одной и той же машины, полученные в соответствии с IEC 6003430 и CEMEP. Очевидно, по нормам CEMEP величина КПД будет выше.

Примером сказанному является таблица:

Тип двигателя КПД по IEC 60034-30, при PLL по IEC 60034-2-1 КПД по нормам CEMEP при PLL = 0,5% P1
7AVER160M4ie2 91,2 % 92,2 %

Комитет по эко проектам Еврокомиссии установил следующие сроки перехода на энергоэффективные двигатели мощностей 0,75 375 кВт, 2р=2,4,6: к 16 июня 2011 года перейти на электродвигатели класса энергоэффективности не ниже IE2 ("высокий"); к 1 января 2015 года перейти на электродвигатели класса энергоэффективности не ниже IE3 ("премиум"), либо на двигатели класса IE2, работающие в составе частотно-регулируемого привода.

Эффект от внедрения:
Внедрение энергоэффективных двигателей обеспечивает:
  1. Экономию потребления электроэнергии за счет более высоких КПД двигателей;
  2. Экономию за счет снижения установленной мощности, необходимой для работы оборудования с энергоэффективным приводом.
Настоящий каталог, в контексте перехода от ГОСТ Р 51677 2000 и норм CEMEP к IEC 60034-30, является каталогом переходного периода. Поэтому в нем для удобства сохранены узнаваемые потребителем КПД при PLL = 0,5% P1. В последующих выпусках КПД будет указан по IEC 60034-30, при PLL, измеренных по IEC 60034-2-1.


← Предыдущий раздел Оглавление Следующий раздел →