Конструкция двигателей

← Предыдущий раздел Оглавление Следующий раздел →

Общая компоновка. Защита. Охлаждение.

Общая компоновка двигателей для моноблокнасосов аналогична компоновке базовых двигателей основного исполнения. Двигатели выполнены в закрытом обдуваемом исполнении - способ охлаждения IC0141 по ГОСТ 20459.

Степень защиты двигателей IP 54. Свободные концы валов предназначены для посадки рабочих колес насосов и имеют два исполнения по форме и размерам: Ж и Ж1.

Двухполюсные двигатели 5А160Ж имеют два исполнения по уровню шума: нормальное и малошумное (НЖ). Все остальные двигатели имеют только нормальное исполнение по уровню шума.

Двигатели имеют следующие монтажные исполнения и по ГОСТ 2479.
  • 5А80...Ж, Ж1 - IM2021, IM3021;
  • 5АМ112...Ж1 - IM2021, IM3011;
  • АИРМ132...Ж - IM2001, IM2011;
  • 5А132...Ж1 - IM2021;
  • 5А160...Ж, Ж1 - IM2021;
  • 5А160...НЖ - IM2009, IM3009;
  • 5А180...Ж, Ж1 - IM2021.
Двигатель имеет вводное устройство типа К-3-I (с клеммной панелью и одним штуцером). Двигатели могут изготавливаться с вводным устройством типа К-3-II (с двумя штуцерами). Двигатели химически стойкого исполнения изготавливаются с выводным устройством К-3-II (без клеммной панели с двумя штуцерами).

Конструкция и размеры вводных устройств аналогичны устройствам двигателей базового исполнения.

Двигатели имеют изоляционную систему класса нагревостойкости «F». Двигатели габаритов 80, 112, 132 и 160 имеют сервис-фактор 1,15.

Двигатели могут изготавливаться со встроенными датчиками температурной защиты.

Подшипники и подшипниковые узлы

На всех двигателях, кроме малошумных, применяются подшипники серии 80000 (ZZ) или 180000 (2RS) с заложенной на весь срок службы консистентной смазкой. Двигатели 5А160...НЖ (малошумное исполнение) имеют подшипниковые узлы, позволяющие производить частичную замену и пополнение смазки без разборки двигателей. Конструкция подшипниковых узлов, показанная на рисунках 31, обеспечивает величину осевого люфта не более 0,4 мм.

В двигателях применяются подшипники в соответствии с таблицей 56.

Таблица 56

Тип двигателя Тип подшипника Схема узла
Рис.
со стороны привода со стороны противоположной приводу
5А80...Ж, Ж1 6205.2RSP63QE6 6005.2RS.Р63QE6 16.1
5АМ112...Ж1 6307.2RS.Р63QE6 6307.2RS.Р63QE6 16.1
АИРМ132...Ж, 5А132...Ж1 6309.2RS.Р63QE6 6309.2RS.Р63QE6 16.1
5А160...Ж, Ж1 6310.ZZ.Р63Q6 6310.ZZP63Q6 16.2
5А160...НЖ 6310.Р6306 6310.Р6306 16.3
5А180...Ж, Ж1 6312.ZZ.Р63Q6 6312.ZZ.Р63Q6 16.2



Расчетная долговечность подшипников - 20 000 часов. При этом допустимые радиальные нагрузки на рабочий конец вала не должны превышать значений, указанных в таблице 57.

В таблице 58 приведены значения максимально допустимых осевых нагрузок на рабочий конец вала для горизонтального и вертикального расположения.

Нагрузки даны для условий:

  • отсутствие радиальной нагрузки FR=0;
  • максимальная радиальная нагрузка в соответствии с таблицей 57.

Таблица 57

Тип двигателя Положение
вала
Максимально допустимая радиальная нагрузка FR, Н
Исполнение Ж Исполнение Ж1
2р=2 2р=4 2р=2 2р=4
5А80 горизонтальное 350 430 500 600
вертикальное 400 540 570 740
5AM112 горизонтальное 1290 1470
вертикальное 1440 1820
АИРМ132
5А132
горизонтальное 1470 1740 1890 2200
вертикальное 1610 2150 2060 2690
5A160 горизонтальное 1910 2180 2390 2660
вертикальное 2180 2960 2710 3600
5А180 горизонтальное 2430 2850 2970 3440
вертикальное 2760 3590 3340 3930


Таблица 58

Тип двигателя Число полюсов Максимально допустимая осевая нагрузка FA, Н
Исполнение Ж Исполнение Ж1
Положение вала
горизонтальное вертикальное горизонтальное вертикальное
при FR=0 FR=max при FR=0 FR=max при FR=0 FR=max при FR=0 FR=max
5А80 2 310 160 350 180 310 220 350 250
4 430 220 520 250 430 310 520 370
5АМ112 2 930 670 1020 830
4 1130 890 1410 1090
АИРМ132
5А132
2 1480 990 1590 1030 1480 1140 1590 1210
4 1880 1200 2180 1310 1880 1430 2180 1630
5А160 2 1470 1010 1630 1080 1470 1190 1630 1200
4 1810 1080 2330 1300 1810 1400 2330 1790
5А180 2 1890 1260 2120 1370 1890 1450 2120 1610
4 2520 1640 3030 1900 2520 1930 3030 2310


← Предыдущий раздел Оглавление Следующий раздел →